На Могиле неизвестного солдата в Варшаве готовится открытие двух мемориальных досок, которые увековечат память защитников польских поселений на Волыни и Восточной Малопольше (польское наименование современных Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей Украины) в 1944-1946 годах.
"Доски установлены по инициативе министра национальной обороны Антония Мацеревича. В частности, они увековечат солдат, защищавших местную польскую общину от украинских националистов из ОУН-УПА", – сообщил 8 ноября государственный секретарь Министерства национальной обороны Польши Михал Дворчик.
Это решение, вызвавшее крайне нервную реакцию в Киеве, вполне вписывается в логику недавних действий Варшавы. После некоторого перерыва после признания 20 июля 2016 года сеймом (нижняя палата парламента Польши) Волынской резни геноцидом польского населения, осуществленного украинскими националистами, Польша вновь пошла в наступление на восточном направлении.
"Я ожидаю от президента Петра Порошенко и его сотрудников, от премьер-министра Владимира Гройсмана, что люди, которые откровенно провозглашают националистические и антипольские взгляды, не будут занимать важных должностей в украинской политике, – заявил президент Польши Анджей Дуда 7 ноября в эфире католического телеканала Trwam i Radio Maryja. – Об этом также необходимо говорить громко, что на важных должностях в Украине есть люди, которые практически имеют откровенно антипольские взгляды, это неприемлемо".
Кто эти люди? Глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, на посту руководителя государственного ведомства героизирующий память бандеровцев. Члены правительства Украины, например вице-премьер Вячеслав Кириленко, в январе этого года посетивший факельное шествие в честь годовщины рождения Степана Бандеры, или министр инфраструктуры Владимир Омелян, тогда же вместе с Кириленко предлагавший торжественно перезахоронить в Пантеоне национальной славы останки видных украинских националистов. Киевская мэрия, вывесившая 14 октября этого года на своем здании портреты лидера ОУН Степана Бандеры и главнокомандующего УПА Романа Шухевича. Верховная Рада, председатель которой Андрей Парубий ранее активно боролся за признание ОУН-УПА и ее лидеров героями, целый ряд депутатов представляет националистические организации (например, Игорь Гузь из фракции "Народного фронта", чья организация "Национальный альянс" с 2007 года проводит в Луцке – столице Волынской области – музыкальные фестивали "Бандерштат") и ходит на тренировочные сборы националистов (Андрей Левус от "Народного фронта").
"Люди, которые демонстративно одевают униформу СС "Галичина", в Польшу не въедут. Это также касается людей, которые не позволяют, например, продолжать эксгумацию, продолжать восстановление польских памятных мест", – заявил 2 ноября изданию Wiadomosci министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. А от "Галичины" недалеко и до ОУН-УПА, тем более, многие кумиры современных украинских националистов успели повоевать и в СС, и в лесах у бандеровцев.
8 ноября в сейм был внесен закон о запрете бандеровской идеологии, инициированный правопопулистской партией "Кукиз`15", имеющей вторую по величине фракцию в польском парламенте. "Нужно назвать вещи своими именами. Бандеровцы убили более 100 тысяч поляков и около 40 тысяч своих. Ношение баннеров с портретами бандитов и делание из них героев может иметь фатальные последствия в будущем. Следующее поколение может поклоняться дьяволу, так как таким был Бандера", – заявил при представлении этого законопроекта лидер партии Павел Кукиз.
Одним словом, евроинтеграция Незалежной неожиданно получила мощный удар от Польши, ранее всегда выступавшей главным инициатором вовлечения Украины в Европу.
Алексей Рылеев, член Бюро партии "РОДИНА", руководитель исполкома Конгресса русских общин – для ИА Rex