"Под видеозапись им подсовывали бумагу, с которой они должны были прочитать текст, отказаться от веры православной, отречься от Родины, принять ислам и вступить в ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России. – РОДИНА.ру). Они оказались верны православию и Родине до конца, за что были лишены жизни этими бандитами", – рассказал журналистам о судьбе двух попавших в плен к игиловцам в Сирии россиян заместитель председателя комитета Государственной думы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.
Мне сразу вспомнился "Дневник писателя" Федора Достоевского за январь 1877 год: "В прошлом году, весною, было перепечатано во всех газетах известие, явившееся в "Русском инвалиде", о мученической смерти унтер-офицера 2-го Туркестанского стрелкового баталиона Фомы Данилова, захваченного в плен кипчаками и варварски умерщвленного ими после многочисленных и утонченнейших истязаний, 21 ноября 1875 года, в Маргелане, за то, что не хотел перейти к ним в службу и в магометанство. Сам хан обещал ему помилование, награду и честь, если согласится отречься от Христа. Данилов отвечал, что изменить он кресту не может и как царский подданный, хотя и в плену, должен исполнить к царю и к христианству свою обязанность. Мучители, замучив его до смерти, удивились силе его духа и назвали его батырем, то есть по-русски богатырем".
Спустя 140 лет – какое повторение трагических событий! Русский солдат на пустынных, дальних южных рубежах, варварский фанатизм, требование вероотступничества и гордое желание "умереть, но не сдаться", явленное позже геройским экипажем "Варяга"…
Проходят века, но русский солдат остается русским солдатом, а враг – врагом. Известно, что еще в середине XIX века Российская империя категорически не хотела расширяться далее пределов Оренбургского края и лесостепной Южной Сибири. Однако постоянные набеги кочевых орд и войск Хивинского ханства на наши рубежи – их повседневность хорошо описана графом Алексеем Толстым в "Двух днях в киргизской степи" (1842 год, киргиз-кайсаками тогда называли в России казахов) – вынудили русских генералов перенести военные действия на территорию противника, что закончилось завоеванием и Хивинского и Кокандского ханств, и Бухарского эмирата, и вольных кочевий.
Удивительно еще и то, что Фома Данилов был замучен в 1877 году кипчаками – потомками тех самых кипчаков, или по-русски половцев, известных нам из летописей и "Слова о полку Игореве", регулярно осаждавших в XI-XII веках города на границах Руси и угонявших к себе огромный полон. Да, спустя полтысячи лет степи Центральной Азии по-прежнему населяли и кипчаки (их племенной союз в XIX веке мог выставить до 10 тысяч отлично вооруженных конных воинов), и известные нам по походам Чингисхана племена найманов, джалаиров, кераитов и т.д. Правили ими князья, ведшие род от Чингисхана. Здесь времена Золотой орды, где в 1246 году был замучен в ставке хана за отказ поступиться верой и честью князь Михаил Черниговский, а в 1318 году – великий князь Михаил Тверской (оба потом причислены к лику святых), словно замерли на столетия.
"Атакуют исподтишка" и "Нападают врасплох", "Торжествуют" и "Апофеоз войны" – эти запечатленные на картинах Верещагина ужасы варварства вновь возродил, вместе с практиковавшейся вплоть до конца XIX века работорговлей, ИГИЛ на Ближнем Востоке. ИГИЛ, присягу которому принимают боевики Средней Азии и Северного Кавказа.
В XI-XIV веках рубежи обороны Руси проходили по притокам Дона, Днепра, Волги, набеги вражеских орд регулярно достигали стольных градов Киева, Владимира и Москвы, а уж про опустошения пограничных русских областей нечего было и говорить. Русский солдат отодвинул границы защиты по Кубань, Терек и Урал, затем – к Араксу и Амударье. Так же и сегодня мы добиваем, не давая продвинуться ближе к нам, врага в далекой Сирии.
Алексей Рылеев, член бюро президиума партии "РОДИНА", руководитель Исполкома Конгресса русских общин